Второе место привезла из Горловки луганская команда знатоков, побывавшая на турнире памяти Севы Петровского. Эта игра стала финалом игры лиги «Крюк», которая прошла в июле этого года. Капитан команды Филипп Кициев написал в социальной сети ФБ: «Если честно, ехал за победой, но таким 2-м местом очень доволен, оно круче победы!». Мы поговорили с Филом о состоянии интеллектуальных игр в республике с начала войны 2014 года.
– Когда основан клуб «Что? Где? Когда?» в Луганске?
− Датой основания луганского клуба знатоков «Эрудит» официально считается 27 марта 1986 года.
– Какие изменения произошли после 2014-года?
− К сожалению, клуб покинуло примерно 83% знатоков, из которых подавляющее большинство уехало на Украину. Из каждой команды осталось по одному человеку. На базе это ресурса начали собирать команды. Сменили место игр, вернулись в Юношескую Библиотеку. Активно агитировали студентов всех ВУЗов города и некоторых школ, в результате чего количество игроков на крупных луганских турнирах выросло в несколько раз. Однако постоянных игроков не так много, около 10-15, остальные иногда собираются, но только если «пнуть». Что касается внешних коммуникаций, то ЛУК (Лига Украинских Клубов), в которой мы состояли, вышла из МАК (Международной Ассоциации Клубов), а луганский клуб, в свою очередь, вышел из ЛУК. Таким образом, висим в воздухе.
– Расскажите о движении «Что? Где? Когда?» в ЛНР. Есть ли оно вообще?
− Если сравнивать с тем, что было до 2014 года, то фактически никакого движения нет. На местном уровне все ограничивается периодическими участиями в международных синхронных турнирах и еженедельными тренировками. Если в 2015-м году нас еще как-то поддерживали, то сейчас абсолютно никакой поддержки нет. Некоторое время проводили турниры за свой счет, печатали грамоты, пытались хоть как-то наградить команды, но и это оказалось непосильно. В основном, все держится на плечах нескольких активных «старожилов» клуба и нескольких школьных тренеров, которые активно работают в своих школах, но это не более десятка школ.
– Есть ли команды «ЧГК?» в луганских вузах?
− Примерно до 2018 года было 3 команды в Далевском университете, столько же в ЛГМИ, была команда ЛГАКИ и Педуниверситета. Но из всего этого арсенала осталась в клубе только объединенная команда ЛГАКИ и Далевского университета. В ЛГМИ под чутким руководством Сидоренко В.А. тренируется несколько факультетских команд. Кроме этого, ежегодно на базе ЛГМИ проводится открытый студенческий чемпионат, но количество команд оставляет желать лучшего.
– Каким образом пополняется команда? Как проходит отбор?
− Это самый непростой вопрос. Раньше во взрослый клуб уже приходили готовыми со школы пятерками-шестерками, а спустя несколько лет уже происходили различные перестановки. Но ребята приходили, зная, что это такое, с партнерским отношением в команде. Сейчас это сложнее. Пополнения из числа школьников у нас нет. Студенты приходят, пробуют себя, и уходят. Причина, как мне кажется, в сложившемся «комплексе победителя». Если человек видит, что не на все вопросы может ответить, он начинает считать себя «тупым», и не видит будущего в клубе. Но есть люди, которым просто нравится процесс в работе над вопросами в команде, независимо от результата. И такие люди остаются, и результат со временем приходит. На данный момент клуб пополняется исключительно за счет таких людей. Большая проблема в «текучке» студентов еще в том, что, учитывая возраст, они не готовы тратить время на тренировки и игры. Кто-то находит работу, кто-то женится, у кого-то появляются дети. Однако раньше такой проблемы не было. Всегда выкраивали время, находили любую возможность.
Что касается отбора, то у нас такого критерия нет. К нам может прийти абсолютно любой человек, сесть в команду и играть. Да, сначала может что-то не получаться, но это компенсируется доброй атмосферой в командах и в клубе в целом. Со временем человек становится увереннее, учится выигрывать и проигрывать, и просто получает удовольствие от того, чем он занимается. Люди вырастают на глазах, превращаются из застенчивых молчунов в мощных авторитетных знатоков. Главное – внутренне желание играть, думать, добиваться результата и не бояться проигрывать.
– Как проходит типичная тренировка?
− Еще лет 10 назад у нас были очень насыщенные тренировки. Наш тренер и руководитель Лариса Бидоленко регулярно около часа тренировала нас различными играми, направленными на логику, воображение, абстрактное восприятие, развитие памяти, умение работать в команде, и так далее. Это было очень действенно, но некоторые считали это необязательной частью, и иногда прогуливали разминку, а приходили сразу к играм. После этого играли в «Что? Где? Когда?», затем обязательно в «Брейн-Ринг». Изредка включали в тренировочный процесс «Свою Игру» или «Тройку», также разновидности интеллектуальных игр.
Сейчас мы практически не проводим подобных тренировок. В качестве разминки играем в «Свою Игру», потом переходим к более тяжелым вопросам «Что? Где? Когда?». Кроме того, в настоящее время можно использовать компьютерные технологии, и таким образом мы проводим дополнительные игры при помощи скайп-конференций.
– Проводятся ли игры с клубами за пределами наших республик? Получали ли вы такие приглашения?
− Поскольку мы оказались отрезаны от больших чемпионатов, то нас выручает только ДНР. Начиная с 2015 года нас всегда зовут в Горловку, интеллектуальную столицу Донбасса, на различные чемпионаты. Последние 2 года луганские знатоки неизменно возвращаются домой с победой. Кроме того, ежегодно в Донецке проходит турнир памяти Всеволода Петровского, на который нас регулярно приглашают. Однако там победа в самый последний момент ускользает. Таким образом, мы совершаем примерно 5-6 выездов в год в соседнюю республику на турниры различного уровня. В августе 2019 года поступило приглашение от организаторов большого фестиваля в Грозном, но, к сожалению, возникла проблема с транспортом, и просто финансово не смогли позволить себе дорожные расходы.
– Современные технологии дают возможность играть онлайн, иметь «ЧГК» в своем смартфоне или айфоне… Что особенного дает игра в реальности?
− Прежде всего, эмоции. Реальные человеческие эмоции не заменит ни одна технология. И работать в команде лучше в реальности, так видны все детали, все плюсы и минусы, есть возможность что-то устранить в процессе или добавить.
– В Луганске проходил фестиваль интеллектуальных игр «Майский жук». Проводится ли он сейчас?
− К сожалению, нет. Фестиваль сначала переехал под Киев вместе с основными организаторами, но последние 2 года и они не в состоянии его проводить. Что касается возможности проведения его у нас, то есть множество трудностей, которые не позволяют это сделать. Во-первых, количество команд у нас не соответствует хотя бы фестивальному минимуму. Если приглашать гостевые команды, то тогда возникает вопрос финансирования, а это тоже проблематично. Кроме того, подобные фестивали проводятся обычно не менее двух дней, а при наличии комендантского часа это просто невозможно. Поэтому проведение фестиваля на данный момент даже не рассматривается.
– Планы и перспективы «ЧГК» в ЛНР?
− Это самый больной вопрос. Никаких планов и перспектив нет. Все, что пока делаем, на собственном энтузиазме, тем и гордимся. В виду отсутствия внешней поддержки, в основном информационной и технической, мы никаких планов просто не можем строить. Даже сталкивался с попытками вставить нам палки в колеса, вместо реальной помощи. Оптимизм есть, но объективный реализм не позволяет планировать что-то хотя бы даже на ближайшее будущее.
− Кто виноват и что делать?
− Никто не виноват. Просто мы сами по себе и никому не нужны. А что делать? Ну, вероятно налаживать связи с министерствами. Но они не договороспособные, а местами и напакостить могут. Я уже устал перед ними пресмыкаться и биться о бетонную стену. Поэтому, повторюсь, пока перспектив не вижу. Что сможем, то сможем. Есть желание играть, вот и получаем удовольствие, насколько это возможно.
Справка:
Всеволод Петровский (11.04.86 — 8.02.2015) − боец Добровольческого коммунистического отряда в Вооруженных силах Новороссии, в бригаде «Призрак»; участник интеллектуальных игр и фестиваля «Майский жук».
«Что? Где? Когда?» − советская и российская интеллектуальная телевизионная игра, интеллектуальный элитарный Клуб «знатоков». Используя метод мозгового штурма, команда из шести игроков «знатоков» ищет в течение одной минуты правильный ответ на любой заданный телезрителями вопрос. За правильный ответ очко получает команда знатоков, за неправильный же очко получают их противники − команда телезрителей. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков.
«Брейн-ринг» (авторское и эфирное название телепередачи − «Брэйн ринг»; от англ. brain − мозг, интеллект, умник; то есть «интеллектуальный ринг») − телевизионная интеллектуальная игра, в которой две и более команд знатоков одновременно соревнуются между собой.
«Своя игра» − российская телевизионная игра-викторина, транслируемая на телеканале НТВ, производится по лицензии и является российским аналогом американской телепрограммы «Jeopardy!» («Рискуй!»); местные версии этой игры также показываются в Аргентине, Латвии, Узбекистане и Эстонии. Бессменным ведущим программы является Петр Кулешов. Основной процесс в игре − ответ на вопросы. Вопросы в игре сформулированы, как правило, в виде утверждений, где искомое слово заменено местоимением. Игроки должны догадаться, о чем идет речь в вопросе, и дать ответ.
«Тройка» − интеллектуальная игра, придуманная знатоком Леонидом Климовичем. В ней три тура, в каждом туре три темы, в каждой теме − по три вопроса. В первом туре (была попытка назвать его «гит», но не прижилось) цена правильного ответа − одно очко, во втором − два, а в третьем − три. А после третьего тура − суперигра с тремя вопросами, которые стоят соответственно 5, 7 и 10 очков). В «Тройку» обычно играют две «упряжки» − команды из трех человек. Один игрок − «коренник», и в его руках сигнальный колокольчик (кнопка от электронной системы), прочие − «пристяжные».
Елена Заславская для «Казачьего вестника»