Список публикаций Нины Ищенко

Список публикаций Ищенко Нины Сергеевны за период до 2018 года включительно. Все материалы, предлагаемые вашему вниманию, выкладывались в блоге автора или на сайте Одуванчик, публиковались в он-лайн изданиях или сборниках конференций. Сейчас они собраны в одном месте, снабжены по мере возможности ссылками и аннотациями. 

1. Ищенко, Н. С. Гностические идеи в советской фантастике / Н. С. Ищенко // «На грани мира и войны». Сборник докладов ФМО за 2014 г. Под. ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А. – Луганск : Блиц-информ, 2015. – С. 12 – 17.

Статья посвящена инобытию гностических идей в советской фантастике. Рассматриваются такие сквозные для многих авторов идеи как иерархия миров, ранжирование людей по степени близости к идеалу, познание как ключевое свойство, делающее человека человеком. На примере творчества братьев Стругацких в литературе, фильма «Кин-дза-дза» в игровом кино.

2. Ищенко, Н. С. Американская культура как универсальный посредник в творчестве Кэндзабуро Оэ / Н. С. Ищенко // «На грани мира и войны». Сборник докладов ФМО за 2014 г. Под. ред. Ищенко Н. С., Заславской Е. А. – Луганск : Блиц-информ, 2015. – С. 23 – 30.

Кэндзабуро Оэ, выдающийся японский писатель, в своём литературном творчестве осуществляет синтез японской и американской культуры, реализуя социокультурный запрос, появившийся в японском обществе после поражения в 1945 году. Книги Оэ переведены на русский давно и продолжают издаваться, однако анализ его творчества не обновлялся со времени первых изданий. Интересующийся читатель найдёт только старые комментарии, которые несомненно имеют свою ценность, но рецепция Оэ русским обществом наших дней поможет уяснить особые черты японской культуры, которые актуальны для любой культуры, существующей в современном вестернизованном мире.

3. Ищенко, Н. С. Влияние православного учения на имперский менталитет / Н. С. Ищенко // «Русский мир, православие, церковь и государство в XXI веке». Материалы международной научно-практической конференции / под ред. Т.В. Лугуценко. – Луганск : ЛГУ им. В. Даля, 2015. – С. 120 – 123.

Краткий анализ понятий монархия, империя, колониальное государство, их взаимосвязи с православной религией. 

4. Ищенко, Н. С. Особенности преподавания физики для гуманитариев / Н. С. Ищенко // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 25-ой годовщине Комратского государственного университета. Том I. –Кишинёв, 2015. – С. 436 – 439.

В статье рассматриваются особенности преподавания физики в учебных заведениях гуманитарного профиля, делается акцент на философском базисе методических проблем, возникающих в педагогической практике работы со студентами, не имеющими математической подготовки. Автор рассматривает два способа решения главных проблем формирования у гуманитариев представления о физике и естественных науках. 

5. Ищенко, Н. С. Невидимая Церковь в массовой культуре / Н. С. Ищенко // Четверть века с философией. Философское монтеневское общество – 2015 / Под ред. Ищенко Н. С. – Луганск, 2015. – С. 13 – 18.

В статье анализируются религиозные корни таких феноменов секулярного постхристианского мира как представление о супергероях в американской культуре, иерархия миров в западной фантастике.Показано, что эти феномены являются мирским вариантом кальвинистского учения о предопределении и Невидимой Церкви.

6. Ищенко, Н. С. Вклад Николая Гартмана в решение проблемы универсалий / Н. С. Ищенко // Четверть века с философией. Философское монтеневское общество – 2015 / Под ред. Ищенко Н. С. – Луганск, 2015. – С. 42 – 50.

В статье анализируется способ решения проблемы универсалий с применением модусов бытия (идеальное и реальное вот-бытие и так-бытие). Гарман показал, что неразличимость этих модусов в старой онтологии мешала решению проблемы, а также доказал, что идеальное так-бытие обязательно идет в паре с идеальным вот-бытием, но может не иметь реального вот-бытия, что не затрагивает сферу идеального как такового.

7. Ищенко, Н. С. Шолохов и фэнтези / Н. С. Ищенко // Шолоховский сборник: материалы «Шолоховских чтений», прошедших в Луганске 21 мая 2015 г к 100-летию со дня рождения М. А. Шолохова/ЛУНБ им. М. Горького, Союз Писателей ЛНР, Литературно-художественный альманах «Крылья», Луганский художественный музей. – Луганск: [б. и], 2015. – 44 – 45 с.

В докладе анализируются параллели между жанром фэнтези и реалистическим романом, показан инвертированный характер основных топосов и поэтических приемов.

8. Ищенко, Н. С. Фандомная проза как сад расходящихся тропок / Н. С. Ищенко // Terra культура: избранное /под общ. ред. д. филос. н., проф. В. К. Суханцевой. – Луганск: Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2016. – С. 205 – 213.

В статье рассматривается литературная деятельность сетевых субкультур как гипертекст, который пишется в течение нескольких лет коллективом авторов, причём состав коллектива меняется, и автор канонного текста входит в состав фандома на равных правах с читателями.

Первоначальная публикация: 

Ищенко, Н. С. Фандомная проза как сад расходящихся тропок [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Терра культура. — Луганск. — 2016. — № 2. — Режим доступа: terra.lgaki.info/generation_p/fandomnaya-proza-kak-sad-rashodyashhihsya-tropok.html

9. Ищенко, Н. С. Роль истории философии в формировании критического мышления при изучении естественных наук / Н. С. Ищенко //«Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования». Материалы научно-практической заочной конференции. Макеевка, ДОННАСА, 2016. – С. 73 – 76. 

В докладе рассмотрены проблемы формирования критического мышления при изучении естественных наук и показана роль изучения истории философии в формировании критического мышления студентов. В античности берут начало многие элементы простых философских систем, которые человек без гуманитарной
подготовки интуитивно открывает сам в ходе своей научной деятельности.
История философии помогает ознакомиться как с грамотным изложением
философской теории, так и с критикой аргументации. Знакомство с
соответствующей литературой позволяет пересмотреть свои основания и по-новому оценить стройность своей концепции. Таким образом, читатель
получает возможность применять критический анализ в философской сфере и
научается видеть источник адекватной теории не только в эмпирических
фактах, что способствует повышению общего культурного уровня будущего
учёного или инженера и способствует всестороннему развитию личности, а
значит и оздоровлению коллективного сознания разных сообществ, к которым
принадлежит и будет принадлежать профессионал. 

10. Ищенко, Н. С. Эволюция образа Максима Горького в художественных произведениях: от советского периода к современности / Н. С. Ищенко // «Горький и горьковка в контексте времени». Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Луганск. Библиотека им. М. Горького, 2016.

Рассматривается образ Максима Горького как деятеля дореволюционной и послереволюционной культуры, а также изменения этого образа вплоть до современного периода.

11. Ищенко, Н. С. Европейская составляющая светской идентичности в российском культурном пространстве: к проблеме функционирования / Н. С. Ищенко // «Проблемы исследования и формирования мультикультуральной идентичности в изменяющемся социуме». Научно-практическая конференция студентов, аспирантов и преподавателей. Луганск, ЛГУ имени В. Даля, 2016.

В докладе рассматривается межкультурное взаимодействие России и  Европы как двух цивилизаций. Анализируется вопрос об изменении идентичности в ходе взаимодействия, о роли религиозной и светской составляющих в этом процессе. Показана роль сферы целеполагания в сохранении культуры и указано, что эта сфера определяется цивилизационной идентичностью социума и не корректируется рационально. К этому базисному слою гораздо ближе религия, чем светские составляющие идентичности. В конфессиональном плане Европа и Россия никогда не составляли единого пространства и не составляют его до сих пор. Таким образом, русская цивилизация может существовать и сохранять свою идейную самостоятельность при наличии европейских компонентов светской культуры, если одновременно сохраняется идентичность религиозная.
 

12. Ищенко, Н. С. Йокнапатофские локусы в творчестве Уильяма Фолкнера как центры формирования и осмысления истории / Н. С. Ищенко // ІХ Открытые республиканские чтения памяти М. Матусовского. Луганск: ЛГАКИ им. М. Матусовского, 2016.

В Йокнапатофской саге, которую Фолкнер создавал более тридцати лет, средствами литературы модерна сформировано культурное пространство на основе топографического. Выделенные Фолкнером пространственные центры существует в мире значений, который формируется жизнью людей, их характерами, поступками, решениями. Хайдеггеровское «люди говорят» выступает у Фолкнера в форме «Рэтлиф говорит» или «Юрист говорит».
Разработка Фолкнером темы малой родины показывает способность поставить виртуозное владение изощрённой литературной техникой эпохи модерна на службу традиции родной земли и является непреходящим достижением мировой литературы двадцатого века.

13. Ищенко, Н. С. Фолкнер как гуманист: к постановке проблемы [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Терра Культура. – 2016. – № 3. – Режим доступа: terra.lgaki.info/generation_p/folkner-kak-gumanist-k-postanovke-problemyi.html

В статье рассматривается влияние гуманистической идеологии на творчество Фолкнера и показывается, что идейное содержание произведений писателя противоположно основным концепциям гуманистов Возрождения.

14. Ищенко, Н. С. Унификация иерархичности как ключевой аспект современной коммуникации в сети [Электронный ресурс]/ Н. С. Ищенко // Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры : сборник материалов IV международной научно-практической конференции, сентябрь-декабрь 2016 г. / сост. и ред. Д.Н. Грибков, техн. редактор А.А. Аксюхин. — Орел: Орловский государственный институт культуры, 2016. Режим доступа: CD. https://yadi.sk/d/-E4I96SZ39G3dL

В докладе рассматривается структура коммуникации с позиций информационного подхода и изменения её характера, обусловленные развитием информационных технологий.

15. Ищенко, Н. С. Использование метода неявных ссылок для противодействия распространению деструктивных антигуманистических идеологий в сети Интернет / В. С. Клименко, М. М. Шарнин, А. К. Хакимова, Н. С. Ищенко // Ситуационные центры и информационно-аналитические системы класса 4i для задач мониторинга и безопасности (SCVRT2015-16): Труды Международной научной конференции (Пущино, 21–24 ноября 2016). – Протвино: ИФТИ, 2016. Т. 2. – С. 143–147.

16. Ищенко, Н. С. Освоение западноевропейских понятий в русской культуре послереволюционного периода на примере романа В. Кина «По ту сторону» [Электронный ресурс]/ Ищенко Н. С. // Терра культура. – № 4. – 2016. – Режим доступа: terra.lgaki.info/generation_p/osvoenie-zapadnoevropeyskih-ponyatiy-v-russkoy-kulture-poslerevolyutsionnogo-perioda-na-primere-romana-v-kina-po-tu-storonu.html

Статья посвящена освоению инокультурных элементов в русском языке начала XX века на примере идеологической лексики, используемой в марксистской литературе и революционном движении.

17. Ищенко, Н. С. Платоновская и христианская антропология в современной секулярной культуре Запада / Ищенко Н. С. // Проблема человека в философском и теологическом дискурсах : сб. науч. ст. (по материалам журнала «Terra культура» № 5 (2017) и докладов Междунар. науч.-практ. конф. 6 марта 2017 г.) ; под общ. ред. д. филос. н., проф. В. К. Суханцевой. – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2017. – С. 82 – 90.

Первая публикация: 

Ищенко, Н. С. Платоновская и христианская антропология в современной секулярной культуре Запада [Электронный ресурс]/ Ищенко Н. С. // Терра культура. – № 5. – 2017. – Режим доступа: terra.lgaki.info/krizis-antropnosti/platonovskaya-i-hristianskaya-antropologiya-v-sovremennoy-sekulyarnoy-kulture-zapada.html

В статье рассматривается христианское и неоплатоническое учение о человеке в античности и в наши дни, прослеживается неоплатонический генезис ряда идей, распространенных и влиятельных в секулярной западной культуре.

18. Ищенко, Н. С. Взаимодействие субъектов межкультурной коммуникации разного уровня с европейской цивилизацией [Электронный ресурс] / Ищенко Н. С. // Философско-культурологические исследования.– № 1. – Луганск, 2017. – Режим доступа: fki.lgaki.info/2017/04/19/н-с-ищенко-взаимодействие-субъектов/

В статье сравниваются результаты межкультурного взаимодействия европейской цивилизации с носителями культуры разного уровня: с первобытными племенами и с русской цивилизацией в целом. Для анализа межкультурной коммуникации с неграми-рабами Нового Cвета используются работы М. Дж. Херсковица.

19. Ищенко, Н. С. Попаданчество как межкультурное взаимодействие [Электронный ресурс]/ Н. С. Ищенко // Терра культура. – № 6. – 2017. – Режим доступа: terra.lgaki.info/generation_p/popadanchestvo-kak-mezhkulturnoe-vzaimodeystvie.html

В статье рассматривается литературный феномен постсоветской России — попаданчество, и дается анализ явления с точки зрения теории межкультурного взаимодействия.

20. Ищенко, Н. С. Антисистемы как фактор разрушения культуры в современных условиях / Н. С. Ищенко // Материалы Х  Открытых  республиканских  Матусовских  чтений (г. Луганск,  20  апр.  2017 г.).  –  Луганск :  Изд-во  ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2017. – С. 47 – 52.  

В докладе рассматривается функционирование антисистемных образований в системе социокультуры на примере современного украинского общества.

21. Ищенко, Н. С. Роль националистической идеологии в легитимации насилия в современном украинском обществе / Н. С. Ищенко // Дни науки : сборник материалов по результатам проведения Дней науки (г. Луганск, 15 – 19 мая 2017  г.). – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2017. – С. 200 – 202.  

В докладе рассматривается роль националистической деструктивной идеологии в размывании поведенческих норм современного украинского общества.

22. Ищенко, Н. С. Проблемы типизации войны как межкультурного взаимодействия / Н. С. Ищенко // Материалы международного научного форума «Образование. Наука.
Культура» (22 ноября 2017 г.) : сборник научных статей /
Под общ. ред. проф. Б. В. Илькевича. Отв. ред. Н. В. Осипова. – Гжель : ГГУ,
2018. – 1023 с.  – С. 807 – 808.

В докладе рассматривается новая классификация межкультурного взаимодействия Дж. Деланти. Отсутствие в этой классификации войны позволяет вести дискриминационные войны с абстрактным врагом, субъектность которого не признается.

23. Ищенко, Н. С. Проявление русского культурного архетипа в годы войны на Донбассе / Н. С. Ищенко // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых (Донецк, 17-20 октября 2017 г.). – Том 5: Социально- политические, исторические и философские науки / под общей редакцией проф. С.В. Беспаловой. – Донецк: Изд-во ДонНУ, 2017. – С. 348 – 350.

Донбасс несколько десятилетий находился в составе Украины, которая занимает пограничное положение между двумя культурами – русской и европейской. Донбасс в этой поликультурной среде всегда имел собственную идентичность, и к 2014-му году оказался на границе между Россией и Украиной. В докладе рассматривается, насколько оправдана культурно эта граница и можно ли считать Донбасс в культурном плане частью русского мира? В докладе показано, что в военной обстановке на Донбассе проявились обе характерные черты русского архетипа – самоограничение как норма и стремление защищать правду в конкретном пространстве, Донбассе, которое воспринимается как возможное начало переустройства всей жизни на Украине и в России на новых началах. Русский архетип странствующего царства устанавливает нормы и ценности, регулирующие совместные действия жителей Донбасса.

24. Ищенко, Н. С. Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Философско-культурологические исследования. – Луганск, 2017. – №2. – Режим доступа: fki.lgaki.info/2017/11/20/н-с-ищенко-социокультурное-пространс/

В статье рассмотрено социокультурное пространство общества, которое объединяет культурный и социальный аспекты человеческой деятельности в рамках социальной группы любого уровня вплоть до общества в целом (социетальной / социокультурной системы). Социокультурное пространство обеспечивает воспроизводство (трансмиссию) культуры и задаёт допустимые пределы изменений, возможных при сохранении целостности социокультурной системы, реализуя функцию смыслообразования в культуре. Социокультурное пространство есть способ реализации культурных архетипов, в символической форме выражающих онтологические основания культуры.

25. Ищенко, Н. С. Диалог культур в межкультурной коммуникации России и Европы / Н. С. Ищенко // Чтения молодых учёных  : материалы  IV Респ. очно-заочной науч.-практ. конф., (Горловка, 12-13 апр. 2018 г.). – Горловка : Изд-во ОО ВПО «ГИИЯ», 2018. – С. 148 – 150.

Межкультурная коммуникация России и Европы как социокультурных систем продолжается несколько столетий и протекает как диалог культур. В докладе рассмотрены три периода диалога культур:  в конце XVII – начале XVIII вв, во второй половине XIX – начале XX вв, в 90-е годы XX века до наших дней. Каждый раз взаимодействие происходит по модели диалога культур М. Ю. Лотмана, занимая всё
меньше времени с каждым циклом. 

26. Ищенко, Н. С. Дуальная природа динамической структуры русской культуры в конфликте Донбасса и Украины / Н. С. Ищенко // Современная культура и образование: история, традиции, новации : матер. Междунар. науч.-пр. конф. (г. Луганск, 14 декабря 2017 г.). – Луганск : Книта, 2018. – С. 34 – 39.

В докладе рассматривается культурный конфликт Донбасса и Украины как процесс, идущий в рамках русской культуры и актуализирующий дуальную природу ее динамической структуры, которая является важной характеристикой русской культуры и полностью отсутствует в культуре европейкой.

27. Ищенко, Н. С. Концепции энергетического универсализма в русской и европейской культуре XX века / Н. С. Ищенко // Материалы ХI  Открытых  республиканских  Матусовских  чтений (г. Луганск,  19  апр.  2018 г.).  –  Луганск :  Изд-во  ГОУК  ЛНР  «ЛГАКИ  имени М. Матусовского», 2018. – С. 29 – 32.

В докладе рассматриваются концепции энергетического универсализма, созданные в поисках единого созидающего принципа, который бы конституировал как сферу материи, так и сферу культуры, привели к созданию концепций ноосферы Вернадского, пневматосферы Флоренского, психосферы Чижевского, мыслезема Хлебникова. В Европе поиски единого носителя смыслов привел к учени Ле Руа и Тейяра де Шардена о ноосфере и к попыткам создать единую теорию поля в квантовой физике. Поиски единой основы, которая задавала бы законы движения как природного, так и культурного, не увенчались успехом ни в России, ни в Европе. Гуманитарные науки XX века отказались от попыток свести культурные процессы к природным и открывать закономерности развития культуры по аналогии с естественными науками, чем завершился вектор социокультурного развития, заданный в эпоху Возрождения при создании европейской науки Нового времени.

28. Ищенко, Н. С. Роль эсхатологических ожиданий в трансформации русской культуры в XVII веке [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Философско-культурологические исследования. – Луганск, 2017. – №3. – Режим доступа: fki.lgaki.info/2018/05/02/роль-эсхатологических-ожиданий-в-тра/

В статье рассматриваются эсхатологические ожидания, их роль в христианской культуре Руси. Высказывается предположение, что маргинализация культурной темы эсхатологических ожиданий послужила причиной социокультурных трансформаций русской культуры, обусловивших петровские преобразования и начало русской модерности.

29. Ищенко, Н. С. Роль культурной памяти в реализации стратегий межкультурного взаимодействия социетальных систем / Н. С. Ищенко // IX Международная научно-практическая конференция «Межкультурные коммуникации и миротворчество». –Тюмень, 2018.

В докладе анализируются основные элементы памяти культуры, а именно: коллективный опыт, культурные интерпретации и социетальное самопонимание как необходимый фактор сохранения себя во взаимодействии с другими культурами.

30. Ищенко, Н. С. Реализация европейского культурного архетипа в эстетических системах модерна / Н. С. Ищенко // Дни науки : сборник материалов по результатам проведения Дней науки (г. Луганск, 14 – 18 мая 2018 г.). – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2018. – С. 10 – 13.

Доклад посвящен реализации одного из европейских культурных архетипов в эстетических системах модерна. Культурный архетип европейской культуры Нового времени как интегрирующий принцип социокультуры представляет собой самоутверждающегося индивида, который преодолевает любые препятствия, утверждая свою независимость в социальной и культурной сфере. Начиная с Нового времени этот культурный архетип формирует европейские эстетические системы, реализующие в форме эстетических идеалов эмоциональную независимость человека от какого-либо социального или культурного феномена современной ему культуры. Эстетические системы Нового времени отражают разные этапы формирования модерности в Европе и являются предметом коммуникации Европы с другими культурами в процессе формирования актуального единства человечества в эпоху модерна.

31. Ищенко, Н. С. Использование методов тематического моделирования в мультиязыковых средах для прогноза тревожных событий / Н. С. Ищенко, М. М. Шарнин, Н. Ю. Пахмутова, Ю. В. Сюракшина // Труды Международной научной конференции по физико-технической информатике, 28-31 мая 2018 г, ЦарьГрад, Московская область, Россия. – С. 33 – 42.

В статье изложены результаты практического применения методов тематического моделирования в мультиязыковых средах для мониторинга экстремистской активности в Интернете и прогноза тревожных событий. При работе с двумя корпусами текстов, содержащих экстремистскую идеологию радикальных мусульман и украинских националистов подбираются оптимальные параметры для метода
неявных ссылок, рассчитывается мера подобия корпусов текста, определяется общая и специфическая характерная терминологии двух корпусов текстов. Выделение нескольких категорий терминов по степени ожесточенности позволяет определить этапы роста и спада интереса к теме, прогнозировать
будущие этапы, и тем самым — тревожные события в реальности.

32. Ищенко, Н. С. Использование методов корпусной лингвистики для создания ценностной карты субъекта познания / Н. С. Ищенко, М. М. Шарнин, Н. Р. Сабанина // Очерки по когнитивистике: когнитивные исследования как основания педагогики : коллективная монография по итогам международной научно-практической конференции «Когнитивные исследования как основания педагогики» 22 апреля 2017 года, Москва / кол. авторов ; под ред. В.С. Меськова, Н.Р. Сабаниной, И.В. Смирновой. – Москва : РУСАЙНС, 2018. – С. 181 – 188.

В статье показаны возможности использования современных методов математической лингвистики в когнитивистике. Используя тематический анализ, разведочный поиск, анализ тональности текстов и методику построения ассоциативно-иерархического портрета предметной области, можно получить ценностную карту субъекта познания, как индивидуума, так и выбранной группы. Ценностная карта субъекта познания позволит установить реальную иерархию ценностей субъекта, с которым должна проводиться работа, что очень важно для работы в сложных поликультурных образовательных средах. Кроме тогоможно получить ценностную карту субъекта познания, а также профиль общего культурного развития как индивидуума, так и выбранной группы с целью построения индивидуальной и коллективной образовательных траекторий.

33. Ищенко, Н. С. Культурная память в социокультурной коммуникации / Н. С. Ищенко // Текст и коммуникация в пространстве культуры: материалы
I Междисциплинарной научной конференции с международным участием
(16 мая 2018, г. Симферополь). – Крымский федеральный университет, 2018. – С. 56 – 60. 

Социокультурная коммуникация социетальных систем (целых обществ) рассматривается в теории межкультурной коммуникации. Межкультурная коммуникация обществ приводит к разным изменениям культурного пространства обоих коммуникаторов. Основные варианты масштабных изменений при межкультурной коммуникации типируются от полного уничтожения одной из культур при замене ее другой культурой до самоизоляции и отказа от коммуникации. Важную роль при определении стратегии культурного развития социетальной системы в межкультурной коммуникации играет культурная память.

34. Ищенко, Н. С. Русский культурный архетип как основание русской модерности / Н. С. Ищенко // Вестник развития науки и образования. – № 7. – 2018 г. – С. 57 – 65.

Аннотация. Объединение человечества в единое целое началось в эпоху Великих географических открытий на основе европейской культуры, которая предлагает другим народам в процессе межкультурного взаимодействия теорию и практику модерности как предмет коммуникации. Классическая теория модернизации, созданная в XIX веке, не подтвердилась практикой в XX–XXI вв. Пересмотр оснований теории модернизации происходит в теории множественных модерностей, согласно которой социокультурная динамика межкультурного взаимодействия с западной культурой определяется внутрикультурными характеристиками культуры-коммуникатора. В результате может возникнуть собственная версия модерности, сохраняющая культурные архетипы взаимодействующей культуры и позволяющая ей осуществлять собственные социокультурные стратегии в современном мире. В данной статье будут рассмотрены внутрикультурные основания русской модерности, а именно: культурный архетип святого царства и маргинализация культурной темы эсхатологических ожиданий в XVII веке.

35. Шарнин, М. М., Ищенко, Н. С. Использование методов тематического моделирования многоязычных коллекций для прогноза тревожных событий / Шарнин М. М., Ищенко Н. С., Пахмутова Н. Ю. // Шестнадцатая Национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ-2018 (24-27 сентября 2018 г., г. Москва, Россия). Труды конференции. В. 2-х томах. Т. 1. – М.: РКП, 2018, – С. 297 – 304.

В статье изложены результаты практического применения методов
тематического моделирования в мультиязыковых средах для мониторинга экстремистской активности в Интернете и прогноза тревожных
событий. При работе с двумя корпусами текстов, содержащих экстремистскую идеологию радикальных мусульман и украинских националистов, определена динамика интереса к идейно важным темам, что позволяет прогнозировать тревожные события в реальности.

36. Ищенко, Н. С. Проблемы теоретического осмысления социокультурных трансформаций [Электронный ресурс] / Н. С. Ищенко // Философско-культурологические исследования. – Луганск, 2018. – №4. – Режим доступа: fki.lgaki.info/2018/10/01/проблемы-теоретического-осмысления/

В статье рассматриваются два основных подхода к пониманию социокультурных трансформаций, существующих в современной российской гуманитарной науке: теория Е. А. Ерохиной и А. Н. Тарасова, указываются недостатки обоих подходов и предлагается способ избежать их, обратившись к идеям П. А. Сорокина.

37. Ищенко, Н. С. Модерность как реализация европейских культурных архетипов / Н. С. Ищенко // Вестник развития науки и образования. – № 11. – 2018 г. – (в печати)

В статье анализируется теория и практика модерности с точки зрения реализации европейских культурных архетипов. Рассматривается межкультурная коммуникация как информационный аспект межкультурного взаимодействия европейской культуры с другими культурами, где предметом коммуникации является модерность. Освещена роль культурного архетипа как интегрирующего принципа социокультуры, соединяющего разные ее сферы и обеспечивающего культурное единство в пространстве и времени. Описаны два европейских культурных архетипа, структурирующие европейскую социокультуру как два полюса, задающие все возможные способы реализации культурных феноменов. Это архетипы фаустовского человека и святого царства. Показано их происхождение, история изучения, а также проанализирована роль в реализации разных структурных компонентов теории модерности, а также в социокультурных стратегиях европейской культуры Нового времени.

38. Ищенко, Н. С. Статичность времени культуры как условие взаимодействия культурных смыслов / Н. С. Ищенко // Международный научный форум «Образование. Наука. Культура» 22.11.2018. – Гжель, 2018. – (в печати)

Вот уже более ста лет, начиная с Г. Уэллса, писатели европейского культурного ареала обращаются к теме путешествий во времени. Передвижение по шкале времени стало аксиомой всех фантастических жанров литературы и кино. Случайно ли это? Или путешествия во времени всё же возможны? Эти вопросы можно поставить в рамках статичной концепции времени. В докладе показано, что на новом уровне современная гуманитарная наука возвращается к платоновской концепции статического времени, в котором все смыслы явленны одновременно, перемещение между точками которого возможно и реально. В природе путешествия во времени невозможны, но время культуры позволяет перемещаться между точками культурного пространства, в которых реализованы разные аспекты культурных смыслов. Путешествие во времени в современных жанрах и широкая популярность такого сюжетного хода вызваны тем, что это один из простых и доступных способов обозреть разные культурные смыслы и сформировать на их основе свой вариант взаимодействия прошлого и настоящего собственной культуры.

39. Ищенко, Н. С. Создание систем идеологического контроля на основе либеральной концепции свободы личности / Н. С. Ищенко // Материалы конференции «Диалектика свободы человека». 11.12.2018 г. – Москва, Центр этики и эстетика Русского мира. – (в печати)

В докладе рассматривается, каким образом  развитие крайнего индивидуализма, основанного на философии рациональности Декарта, приводит к разрушению культурной памяти сложившихся социумов. Также на этой философской основе созданы теории контролируемости и управляемости идентичностей, что обосновывает практики манипулирования общественным созданием и направленного уничтожения культурной памяти исторических народов. Полная свобода индивида оборачивается его порабощенностью в новых условиях контроля информационного пространства и разработки технологий управления индивидом, как и социумом.

40. Ищенко, Н. С. Межкультурная коммуникация как процесс взаимодействия культурных архетипов / Н. С. Ищенко // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. Вернадского. – (в печати)

Статья посвящена межкультурной коммуникации социокультурных систем на уровне культурных архетипов. Рассматривается формирование единого социокультурного пространства человечества как результат межкультурной коммуникации европейской культуры с разными этнокультурными субъектам нашей планеты. Предметом коммуникации, идущей в Новое время, являются культурные формы европейской культуры, реализующие европейский антропологический тип в идеологических системах, эстетических идеалах, предметах искусства и философских учениях. Статья посвящена вопросу о причинах культурных конфликтов, возникающих как результат межкультурной коммуникации такого рода. Межкультурная коммуникация с европейской культурой рассматривается на примере взаимодействия европейской и античной культуры в эпоху Возрождения, которая анализируется в аспекте взаимодействия культурных архетипов. Раскрывается связь между культурным архетипом и антропологическим типом данной культуры. Анализ антропологического типа культур-коммуникаторов выполняется на основе теории культуры Шпенглера. Для анализа культурного архетипа европейской культуры привлекается философия Ницше и Хайдеггера, культурный архетип античной культуры анализируется в философских системах платоновских и постплатоновских философских школ. В статье показано, что причины культурного конфликта как результата межкультурной коммуникации обусловлены антропологическим типом европейской культуры, который не уничтожает и не ассимилирует инокультурные архетипы, вынуждая транскультурные субъекты выбирать стратегию культурной изоляции в межкультурной коммуникации.

41. Ищенко, Н. С. Субъект информационного пространства и его влияние на структуру продуцируемой информации [Электронный ресурс]/ Н. С. Ищенко, Н. Ю. Пахмутова // VI Всероссийская научно-практическая конференция «Электронное информационное пространство для науки, образования, культуры». – Орел, 2018. – Режим доступа: http://ogiik.forum24.ru/?1-3-0-00000010-000-0-0-1544116249

В докладе рассматривается проблема структурирования и систематизации информации, представленной в информационном пространстве. Анализируется рабочее определение субъекта информационного пространства и предлагается расширить понятие, выделив в качестве субъектов социальную группу и субкультуру. Показано, что социальная группа продуцирует в информационном пространстве системные комплексы идей, что обусловлено единым социальным интересом, в то время как субкультура продуцирует информацию, объединенную по принципу ризомы. Выявление принципов объединения на основе выделения разных субъектов информационного пространства позволяет систематизировать состав информационного пространства по семантическим признакам.

42. Ищенко, Н. С. Конфликт культур в фэнтезийном цикле романов «Отблески Этерны» / Н. С. Ищенко // Крылья: Взмах Двенадцатый. Литературно-художественный альманах. – М. : Интернациональный Союз писателей, 2018. – С. 202 – 213.

Статья посвящена циклу романов русской писательницы В. Камши. Автор рассматривает перипетии сюжета в аспекте конфликта культур, исходя из того, что персонажи одного литературного пространства являются носителями разного менталитета.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*