Тимофей Алёшкин
Герой рассказа, древнеримский политик Квинт Лутаций Катул Капитолийский, больше всего известен как один из самых яростных и последовательных противников Юлия Цезаря. Но это результат смещения перспективы – на самом деле во время жизни Катула Цезарь был и не самым известным, и не самым сильным его противником.
Лутации – плебейский род, первые Лутации стали консулами ещё за 200 лет до Цезаря, во время Второй Пунической войны, прославившись победами над Карфагеном на море. Родовое прозвище «Катул» — «Пёсик», «Щенок», заслужил один молодой Лутаций, который отчаянно, как верный пёс, нападал на врагов своего отца. Отец Катула, победитель кимвров, известный оратор и поэт, своими успехами сделал свой род одним из наиболее богатых и влиятельных в Риме. Вероятно, Катул старший построил тот самый дом, возможно, самый большой и богатый на Палатинском холме, да и во всём Риме, вокруг которого происходит действие рассказа. Потом этот дом перестроит император Август, включив его в свой дворец. От этого дворца произойдёт слово «палас», «палаццо», вошедшее во многие европейские языки.
Катул-сын не был такой яркой и разносторонней личностью, как отец, стихов он не писал, оратором, как говорит Цицерон, был неплохим, но не выдающимся, все свои силы он отдал политике, и умер довольно рано, лет в шестьдесят. Катул стал консулом в 78 году до нашей эры, после отставки консервативного диктатора Суллы и следующие 18 лет он был одним из ведущих политиков-консерваторов. Сулла поручил Катулу восстановление сгоревшего главного римского храма – Капитолия. Катул за 15 лет отстроил храм и написал своё имя н фронтоне – потом его сменит имя Цезаря. Тогда же он выстроил государственный архив – величественное здание Табулария, которое до сих пор можно увидеть на Римском Форуме. Катул был непримиримым и последовательным противником двух главных возмутителей спокойствия своего времени – Помпея и Красса. Оба они выступали с планами больших реформ, которые должны были увеличить их популярность и влияние.
Катул считал, что такие реформы подорвут Республику и приведут римский народ к потере свободы и единовластию. Неутомимый боец, он победил в гражданской войне ещё одного честолюбца-реформатора, Лепида в 78 году до нэ, после восстания Спартака безуспешно, но решительно сопротивлялся в 70 году реформам союза Помпея и Красса, пытался не допустить назначения Помпея в 67 году единоличным верховным главнокомандующим против пиратов (Помпей, действительно, после победы использовал полученные на войне деньги и славу чтобы захватить власть), препятствовал всем планам Красса и, наконец, противодействовал молодому Цезарю в 60-х.
Уже только после смерти Катула в 61 году до н. э. Красс, Помпей и Цезарь смогли, объединившись, сломить сопротивление консерваторов и захватить власть. Катул имел в Риме большой авторитет, когда он, стоя перед толпой сторонников Помпея убежал их не отправлять Помпея полководцем, спросил, кого же они найдут, если потеряют Помпея, люди единогласно закричали: «Тебя!». Похоже, Катул был человеком исключительной верности своему слову и, раз вступив с человеком в дружеские отношения, всегда его защищал. «Твоя редкостная верность слову, которую я узнал на деле и оценил, находясь в большой опасности, придает мне уверенность, когда я обращаюсь к тебе» — писал Катулу Катилина, изгнанный из Рима, прося позаботиться о своей жене. Цицерон, перешедший на сторону консерваторов, писал, что после смерти Катула остался совершенно без защиты и охраны.
Катул умер в самом начале тех потрясений, которые в конце концов превратили республику римского народа в Римскую империю. Катул этого не увидел и не мог предугадать, но сыграл свою роль в грядущих событиях.