• В сборнике Девятой Московской международной Платоновской конференции опубликован мой текст Нины Ищенко об одной из важнейших идей платоновской философии в стихотворении Елены Заславской

    ***

    Нина Ищенко

    Стихотворение Елены Заславской «О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения» создано в Луганске в 2021 году. Это произведение насыщено платоновскими образами и категориями. В стихотворении использованы образы лестницы, подъема, стрелы Эрота, а также термины имя, логос и докса. Рассмотрим роль этих платоновских идей в структуре поэтического текста. 

    Уже в названии произведения упоминается лестница познания – известный образ диалогов Платона, развитый в философскую концепцию платоническими школами античности. Разные ступени познания рассматриваются Платоном в диалогах «Теэтет» и «Пир». 

    В «Теэтете» собеседники ищут ответ на вопрос, что такое познание. Они рассматривают версии о познании как чувственном восприятии; как верном имени явления (логос); а также как верном имени с правильным объяснением (логос и докса). На последней ступени лестницы познания человек выходит за пределы рассудочной работы интеллекта и сливается с предметом познания в любовном экстазе. Именно на эту последнюю трансцендентную ступень выходит человек по лестнице познания, ведомый Эротом, демоном, соединяющим миры. 

    Все ступени эротической лестницы представлены в стихотворении Елены Заславской. В первом куплете подчеркнута телесность, чувственность впечатления: возлюбленный просыпается, ощущает нехватку кислорода, пытается поймать прикосновение ресниц любимой. Семантическим центром следующего куплета является имя (логос) – сияющее имя героини, мелькающее в тишине и самим своим появлением меняющее мир. Следующий шаг по лестнице познания, который делают герои, приводит к конкретизации их пространства, к воссозданию подробной летописи их встреч и расставаний в различных точках времени-пространства. Это уже не просто логос, это логос с доксой, имя с правильным объяснением. Героиня не только входит в мир любимого как имя, она преобразует каждую его точку, становится содержанием всей его жизни. 

    И наконец на последней ступени героиня появляется, минуя все преграды, без логических объяснений, отметая правильные мнения, охватывая всё существо героя. В этой части возникает еще один яркий платоновский образ, который правильней назвать героем Платона – это Эрот, любовь. Его стрела пронзает пространство и время, соединяет миры, любимая входит в сердце и в самую суть жизни. На этой ступени познания происходит полное слияние с предметом, соединяются гносеологический и эротический смысл познания, любовь правит миром. 

    Итак, в стихотворении Елены Заславской показана эротическая лестница познания, ведущая от чувственного восприятия через логос и доксу к трансцендентному. На вершине лестницы находится Эрот, сила, соединяющая миры, преобразующая жизнь, делающая возможным истинное познание вне логических категорий и объяснений. В таком качестве выступает Эрот и в творчестве Платона. Таким образом, в стихотворении современной луганской поэтессы использованы платоновские образы и платоновская терминология для выражения сокровенной идеи Платона о любви как преображающей силе, позволяющей человеку во всем его существе соединиться с истиной.

    Елена Заславская

    О попытках сердца с лестницы познания ступить на лестницу забвения

    Ты думаешь, что можно просто так
    взять вычеркнуть меня
    из списка своих контактов?
    Без риска вдруг
    проснуться среди ночи
    и ощутить нехватку кислорода,
    и скорчиться от боли и тоски,
    пытаясь уловить прикосновение
    моих ресниц
    на заострённых скулах?

    Ты думаешь, что можно просто так
    взять вычеркнуть меня
    из своей жизни?
    И будет течь она,
    как было до меня?
    Но легкой рябью
    на волнах качаясь
    моё сияющее имя промелькнёт,
    и встрепенёшься ты!
    И тишину окликнешь!

    Ты думаешь, что можно просто так
    одним лишь кликом уничтожить переписку?
    Все имена, что были мне даны
    в различных точках времени-пространства?
    Все доказательства, все шрамы наших встреч?
    Но только боль реальна,
    не фантома!
    Хоть ты стараешься забыть,
    а не сберечь
    ее источник.

    Ты думаешь, что можно просто так,
    взять вычеркнуть меня
    из снов бездонных?
    Из снов когда … в поездке, в забытьи,
    лбом подпираешь ты
    окно вагона,
    Из снов других,
    когда тебе «Поспи» –
    другая шепчет
    нежно и влюблённо?

    Но ты закрыл глаза:
    и я пришла!
    Минуя все преграды,
    и без спроса!
    Мой поцелуй,
    как лёгкая стрела
    тебя пронзает!
    Имя, логос, докса…
    Стрела Эрота!
    И дрожит аорта!

    Так забывай меня!
    Вычеркивай!
    Стирай!
    Я так устала приходить под утро
    в твоё холодное,
    в твоё пустое сердце,
    чтобы согреть его
    живительным огнём,
    чтоб ты познал
    всю боль и радость жизни,
    что нам дана
    велением Любви.
    2021

    Ищенко, Н. С. Лестница эротического познания в стихотворении Елены Заславской / Н. С. Ищенко // Девятая Московская международная Платоновская конференция. Под редакцией И.А. Протороповой, А.И. Резниченко (Москва, 25–26 ноября 2021 г.) – Москва, Российский государственный гуманитарный университет, 2021. – С. 76–79.

    Поделиться в соц. сетях

    0

    Posted by admin @ 17:24

    Tags: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.