Война и порнография. Три стихотворения о войне в проекте «Новая поэзия»

На  проект «Новая поэзия» российского издания «Афиша Daily»  обратила мое внимание подруга. Афиша публикует три стихотворения определенной тематики, и авторы этих стихов комментируют их, рассказывая, как создавались произведения. Тематика подборок, как правило, лежит в области либеральной повестки, например: «Красный день календаря: три стихотворения о менструации», «Слушай они убьют меня: три стихотворения о расизме» (в эту подборку почему-то попало стихотворение Всеволода Емелина «Скинхедский роман»),   «Познакомьтесь с квир-поэтом…. » (квир –  собирательный термин, используемый для обозначения человека, относящегося к сексуальным и гендерным меньшинствам) и т.д. и т. п.  Все эти темы на грани хайпа и порнографии. Поэтому,  когда я увидела название: «По окончании войн не знаешь, что делать: Три стихотворения о войне и жизни после нее», я насторожилась! И не зря.  Стихи, опубликованные в день нападения Германии на Советский Союз 22 июня 2020 года, выражают представление о войне тех людей, которые не воевали,   не побеждали, не хотят и не могут оценить то, что было сделано в военные годы.

Хотя войну Украины и Донбасса, я переживаю в Луганске, в прифротовом городе, имею опыт пребывания в этом пространстве, я  не считаю, что о войне может писать только тот, кто воевал.  Яркий пример обратного дает поэт Владимир Высоцкий, который написал ряд великолепных песен о войне в силу того, что он разделял взгляды и ценности тех кто воевал. Если говорить по-научному имел с ними общую идентичность. Его собственное воображение и опыт подсказывали ему единственно верные слова.

Совсем другое дело поэты Федор Сваровский, Елена Ефимова и украинский автор Борис Херсонский.

Федор Сваровский признается: «Мои стихи про войну –  это все-таки не стихи про войну, это просто стихи о жизни. А война – ракурс, среда, одно из таких экстремальных состояний, которое интересно для рассмотрения, так как позволяет что‑то обострить»…» И Сваровский  обостряет, вдохновляясь фильмами «Бегущий по лезвию» и «Безумный Макс». В результате получаются апокалиптичные тексты, в которых люди среди разрухи едят крыс. Эти образы, не имеющие к Великой Отечественной войне никакого отношения, намеренно связываются с воевавшим и послевоенным поколением.

Елена Ефимова, также известная в  сети как siberian_huskie, комментирует свой стишок-пирожок, в котором содержится «остроумный» каламбур: «солдаты едут по частям» так: «…само слово «война» я в первую очередь воспринимаю как метафору – так же как, например, «борьба»: она может быть с лишним весом, за урожай, с коррупцией и т. д. Наверное, этот текст тоже можно понимать шире – он вообще о том, что почести достаются не тем, кто всерьез рискует собственной головой».  И может сам по себе пирожок и не плох, но в подборке, которая выходит 22 июня выглядит странно, потому что в этот день погибли тысячи мирных жителей России и солдаты, которые пошли на фронт знали, что они делают это не ради почестей,  а чтобы защитить, помочь и спасти. Эта идея в советское время выражалась в монументах Неизвестному солдату, к сожалению, современные поэты, представленные в  этой подборке, ее выразить не могут.

Украинский русскоязычный поэт, психиатр и, не побоюсь этого слова, пациент психиатра Борис Херсонский завершает эту,  правильнее было бы сказать, антивоенную подборку своим опусом, строки из которого видел во сне:

«…по окончании войн не знаешь что делать теперь

хорошо если враг вновь постучится в дверь

старую мать убьет изнасилует дочь и сестрицу

тогда‑то и встанем плечом к плечу и затянув ремень

с боями европу пройдем и захватим вражью столицу

и навсегда внесем в календарь этот великий день».

Борис Херсонский, одессит, поддержавший Украину даже  после 2 мая 2014-го года, что само по себе характеристика, пишет: «Сейчас мы в глубоком тылу, но в то время были теракты, взрывы, была трагедия 2 мая, мы в Одессе ощущали приближающуюся опасность и чувствовали, что мы – прифронтовой город. Особенно ощущали опасность те, кому была дорога Украина и кто не хотел, чтобы сбылся лозунг «Путин, введи войска»». 

В стихах Херсонского показана пустая жизнь человека, который не знает чем себя занять, не знает, как заполнить эту пустоту смыслом, не знаком с радостью созидания и труда. Единственное его занятие многолетняя фига в кармане! Его комментарий –  попытка скрыть творческую импотенцию фиговым листком с красивым названием «десятилетие творческого молчания». Человек не способный творить, обвиняет в никчемности собственной жизни послевоенное поколение, Сталина, Путина и КГБ, создавая  развесистую клюкву о военных приключениях своего деда: «… у солдата помимо оружия должен был быть котелок: потеряешь – некуда взять кашу. Папа потерял в одной из атак и несколько дней практически не ел, потом он взял каску убитого немца, и она ему служила в качестве котелка какое-то время — а потом был убит его друг, и он взял его котелок. Это стало сюжетом одного из папиных стихотворений: «Я взял тебя из теплых рук убитого дружка»…». В психиатрии такие истории называются проекцией, история о котелке кажется психиатру истинной и правдивой, потому что он сам бы никогда не поделился бы кашей с  сослуживцем,  который потерял котелок.

Может быть, если бы я не жила в Луганске, если бы не отмечала День Победы в этом городе, когда в одном строю идут воины прежней и нынешней войны, если бы не читала прекрасных стихов  о войне, моих собратьев по перу, я бы прошла мимо этих рядовых текстиков. Но в этом месте и в это время слишком очевидны манипуляции общественным сознанием, попытки пересоздать историю, подменив ее  нежизнеспособной смесью из голливудских фильмов, пирожков, котелков и собственных страхов. Этот тесный и унылый мир, куда авторы ресурса «Афиша Daily»  пытаются затащить как можно больше людей, называя эту порнографию «Новой поэзией».

Елена Заславская

Фото Казимира Лишко: Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 23 июня 1941 года в Киеве. Район Грушки.  Источник: РИА Новости

 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.