Нина Ищенко. Восемнадцатый век в советском кино

У нас на канале Луганск-24, как раньше на канале ЛОТ, показывают советские фильмы без рекламы. Иногда увидишь такое, что нарочно в сети искать не стал бы, а так досмотришь до конца. Таким образом я недавно досмотрела "Сказ про то, как царь Петр арапа женил".  Нижеследующее рассуждение выросло из чисто визуального впечатления, что Марья Ивановна из "Формулы любви" очень хорошо подошла бы на роль главной героини. 




Наталья Гавриловна из "Сказа.."





Марья Ивановна из "Формулы любви":








Потом появилась мысль, что ведь и по типу сюжета эти две истории очень похожи: юная неискушенная красавица оказывается между двумя претендентами на ее сердце. Один пожилой, умный, опытный, зрелый, второй — молодой красавец. В одном фильме героиня выбирает старшего, в другом младшего, давая разные варианты развития сюжета, но персонажи-то одни и те же. Между ними явное сходство. 





Калиостро и Ганибал приезжают из-за границы. Один граф, другой — арап "царского роду". Оба — знатоки в своем деле: граф познал тайны природы и материализаци чувственных идей, Ганибал умеет строить корабли и крепости, инженер-поручик и фортификатор. Оба связаны с героиней пусть не сердечным влечением, но внешними узами несомненно: граф хоть и не муж Марьи Ивановны, но воспринимается как ее хозяин, господин ("Что вы, тетушка, предлагаете, отбить ее у графа?"), а Ганибал обручен с Натальей Гавриловной по царской воле. 





Молодой претендент в каждом случае выделяется всего лишь молодостью и пылкостью. В овладении тайнами мастерства он стоит гораздо ниже своего соперника: Алеша признает, что он только читал о таинствах, которые граф превзошел, а Мишка Говоров — мичман без всякого опыта, в то время как Ганибал имеет награды на настоящей войне, он поручик той роты, где государь — капитан. 





В сюжете общего мало, но персонажи должны иметь прообраз. Кто это может быть? Если вспомнить античность, без которой никуда, то это видимо богиня любви Венера, ее муж Вулкан и возлюбленный Адонис. 





Так объясняется и связь красавицы со старым поклонником, и его занятия. Вулкан — бог, кузнец, волшебник, изобретатель. Божественность персонажа выражается его высоким статусом (граф, "царского рода"), В случае с Ганбиалом эта функция передается царю Петру — он господин, он устраивает брак. Кузнец издавна персонаж хтонический, в случае Ганибала это подчеркивается его внешностью: 





Вулкан как кузнец и бог-волшебник связан с подземным миром, с иным миром. Инаковость мира, откуда прибыл Ганибал, подчеркивается в фильме выразительными средствами: детство Ганибала показано мультфильмом, его приключения во Франции — явно декоративным стилем, как водевиль и фарс, пространство украшается надписями, оформлено как старинные картины и т.д. Настоящая жизнь, наш мир, начинается в России, с пересечением границы. В "Формуле любви" приключения Калиостро до появления под Смоленском тоже показаны иным стилем, народчито абсурдно, фарсово, комедийно. Всё серьезное и настоящее начинается в поместье, тут меняется и стиль изображения. 





Адонис есть Адонис. История их любви с Венерой протекает не в ином мире, а в нашем, в обычных реальных лугах и полях. Этот момент подчеркнут в "Формуле любви" ("Вы живете на природе, среди простых нормальных людей"). Вот Адонис и Венера на природе:








Несмотря на сильную увлеченность 18-го века античностью, я не думаю, что тут прямое влияние античной мифологии, тем более что у древних эти три персонажа в одном сюжетном пространстве не сходятся никогда, и Венера изменяет мужу с Марсом, богом войны. Интересно, что в книге Толстого, по которой снят фильм "Формула любви", типажи выражены далеко не так явно и можно сказать, этой узнаваемой тройки там нет вообще; повесть Пушкина, которая стала основой "Сказа…", не дописана. Опять же, я не думаю, что советские авторы обоих фильмов опирались на какой-то общий источник, актуальный в советской культуре. Однако сходство типажей вызывает мысль об общей основе, которую наверное стоит искать в Европе Нового времени. В 18-м веке этот сюжет стал известен в России и повлиял на тогдашнее искусство, так что при изучении эпохи он задает спектр возможных вариантов образов и сюжетных коллизий. 

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.