• Война это событие, которое затрагивает всех и каждого. Это время предельного выбора, когда каждый человек должен решить, что он будет делать, что он готов отдать, а за что готов бороться до последнего. В 2014 году началась война Украины и Донбасса, которая продолжается по сей день.  Именно война пробуждает мифологические пласты народного сознания. События последних лет нашли отражение в литературе, в современной донбасской поэзии.

    Миф о войне как язык Памяти

    Миф о войне – это, пожалуй,  самая ранняя поэзия всех великих народов. Так «Илиада» описывает события Троянской войны, «Махабхарата» повествует  о распре между двоюродными братьями – Пандавами  и Кауравами. В «Беовульфе» герой сражается со страшным чудовищем  Гренделем  и опустошающим страну драконом. А в основе сюжета  «Слова о полку Игореве» –  неудачный поход русских князей на половцев, организованный  князем Игорем Святославичем. И неслучайно для описания этих событий  была избрана форма стиха. 

    Луганский философ и публицист Виталий Даренский называет поэзию универсальным языком Памяти. По его мнению, поэзия пробуждает в человеке прапамять – нечто такое, что предшествует индивидуальной человеческой памяти в обычном понимании этого слова. Прапамять  дарит нам чувство изначальной причастности неизбывному смыслу бытия, это память о неслучайности нашей жизни. Таким образом, «в любом подлинно поэтическом тексте неизбежно «зашифрован» некий универсальный сюжет, который по сути своей совпадает с ”основным мифом культуры”», мифом о змееборчестве, о борьбе двух антагонистов.

    Основная функция мифа в обществе – задавать в эстетической и сакральной форме образцы социально-одобряемого поведения, которое способствует выживанию общества как целого, а не выражает интересы отдельных социальных групп.

    Поэтому в период войн и потрясений актуализируются те мифы, которые доказали свою жизнеспособность, сохранив общество в кризисных ситуациях. Ведь именно в это время перед человеком встают извечные вопросы: зачем он живет, ради чего он живет и ради чего он может отдать свою жизнь.

    «Тот, кто не готов сражаться и умирать, не может по-настоя­щему жить. Это уже призрак, полусущество, случайная тень, несомая к разве­иванию в пыли небытия. Поэтому везде, даже в самой мирной из цивилиза­ций – в христианской цивилизации, никогда не прекращался культ войны и культ воина, защитника и хранителя, стража тонкой формы, которая и давала нации смысл и содержание. Не случайно так почитаем православными Святой Георгий, воин за Веру, заступник за православный люд, спаситель еще земно­го, но уже православного (т.е. уже ставшего на небесные пути) царства», – написал в своей книге «Философия войны» философ Александр Дугин.

    Памятник защитникам Луганской Народной Республики «Они отстояли Родину» открыт в 2016 году. Созданием памятника руководил скульптор Виктор Горбулин. Памятник дважды был объектом диверсий украинских ДРГ. На обратной стороне гранитной плиты, в контурах Луганской области, нанесен лик Богородицы и написано: «Вечная память и слава вставшим на защиту Отечества, заслонившим собой Луганщину от фашиствующего национализма. Упокой, Господи, души убиенных воинов, жизнь свою за Веру и Отечество положивших, и всяк в междоусобной брани пострадавших, и прости им все прегрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное».

    Наши павшие – как часовые

    Для Донбасса, который является частью русского культурного пространства,  ближайшим периодом актуализации связанных с войной мифологических смыслов была  Великая Отечественная война 1941-1945 годов  против немецко-фашистских захватчиков.

    В тот период Донбасс несколько месяцев оборонялся от гитлеровских армий, около двух лет был под оккупацией, во время которой не прекращал борьбу. Здесь действовали подпольные организации, включая самую известную в пределах  Советского Союза «Молодую гвардию».  Это была  антифашистская комсомольская организация юношей и девушек, которых мы и сейчас называем молодогвардейцами, и которые были зверски замучены и казнены фашистами.

    События тех лет ставили каждого человека на Донбассе в ситуацию экзистенциального выбора, когда перед лицом смерти он должен был определяться, ради чего он живет и почему он делает то, что он делает. Осмысление этих вопросов нашло отражение в произведениях искусства того периода.

    Несмотря на общую атеистическую идеологию советского государства, массовое включение в повседневность таких  глубинных пластов человеческого бытия  заставляло обращаться к мифологическим образам.  

    «Поэзия о Великой Отечественной войне, помимо своего особого значения в истории русской литературы, остается неиссякаемым хра­нилищем исторической памяти и духовного опыта народа, которые никому не удастся разрушить: «Наши павшие – как часовые», – пишет Даренский.

     Ключ к поэтическим текстам: три архетипа

    Философ выделяет три архетипа, зашифрованные в поэтических текстах. По его мнению, они содержат важнейший смысл войны, как духовного испытания народа, способного дать опыт Родины, который созидает народ как единое целое, и ту священную память о героях и жертвах, которая делает и все последующие поколения готовыми к подвигам и жертвам ради защиты своих святынь.

    Архетип-1: прохождение через символическую смерть (самоотождествление автора с погибшими, вещание из инобытия, венчание со смертью).

    Александр Твардовский «Я убит подо Ржевом»

    Я убит подо Ржевом,

    В безымянном болоте,

    В пятой роте,

    На левом,

    При жестоком налете.

    Я не слышал разрыва

    И не видел той вспышки, –

    Точно в пропасть с обрыва –

    И ни дна, ни покрышки.

    И во всем этом мире

    До конца его дней –

    Ни петлички,

    Ни лычки

    С гимнастерки моей…

    Архетип-2:трагическая вина и ее искупление (жизненное искупление, жить за тех, кто погиб).

    Александр Твардовский «Я знаю, никакой моей вины»

    Я знаю, никакой моей вины

    В том, что другие не пришли с войны,

    В том, что они – кто старше, кто моложе

    Остались там, и не о том же речь,

    Что я их мог, но не сумел сберечь, –

    Речь не о том, но все же, все же, все же…

    Архетип-3: вхождение в сакральную общность людей Родины (общая беда и общая Победа над ней, сродненность судеб).

    Анна Ахматова «Мужество»

    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах,

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова, –

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

    Навеки!

    Мифологическое пространство определяется циклическим временем, то есть все значимые события повторяются и в некотором смысле существуют одновременно, представляя собой синхронный срез мифологического пространства.

     Эти русские русские мальчики не меняются

    Нынешняя война на Донбассе 2014-2019 годов воспринимается местными жителями как освободительная война против захватчиков и оккупантов с Запада. В мифологическом пространстве современные события естественным образом осмысляются как рядоположные с событиями Великой Отечественной войны, что заставляет обратиться  к советской культуре, которая средствами  своего времени выражала образы и типы социального поведения, позволившие сохранить общество во время Великой Отечественной войны, а в современной поэзии Донбасса заметить те же архетипы, которые так ярко проявились в военной советской поэзии.

    Прохождение через символическую смерть:

    Анна Вечкасова  «А скорая меня не довезла»

    А «скорая» меня не довезла,

    напрасно била об асфальт колеса.

    В единый миг я стала безголоса

    среди руин и битого стекла…

    Наталья Лясковская «А вдруг это не я убита под Донецком»

    … стою под минный вой на проклятом мосту

    а смерть в лицо орет давай отборным матом

    меняй скорее жизнь на лучшую на ту

    и старики чей мир опять войной разорван

    погибшие в боях отцы и сыновья

    и матери в слезах и дочери по моргам

    все эти люди я

    все эти люди я

    Трагическая вина и ее искупление.

    Ирина Быковская «Они лежат»

    Они лежат – всем нам, живым, в вину.

    И даже в смерти держатся за руки.

    Седая женщина и маленькие внуки.

    И та, и эти рождены в войну.

    И мужики срываются на вой.

    И вновь хоть кулаки грызи от боли.

    И выжжены глаза от слезной соли.

    И стонут Небеса над головой…

    Вхождение в сакральную общность людей Родины.

    Позволю себе процитировать свое стихотворение  «Эти русские», посвященное другу и написанное в день принятия присяги в ополчении Донбасса.

    Эти русские мальчики не меняются:

    Война, революция, русская рулетка,

    Умереть пока не успел состариться,

    В 19, 20, 21 веке.

    Эти русские девочки не меняются:

    Жена декабриста, сестра милосердия,

    Любить и спасать, пока сердце

    В груди трепыхается

    В 19, 20, 21 веке.

    Ты же мой русский мальчик:

    Война, ополчение, умереть за Отечество…

    Ничего не меняется,

    Ничего не меняется,

    Бесы скачут,

    Ангелы ждут на пороге вечности.

    Я твоя русская девочка:

    Красный крест, белый бинт, чистый спирт…

    В мясорубке расчеловечивания

    Будет щит тебе

    Из моих молитв.

    А весна наступает. Цветущие яблони

    Поют о жизни, презревшей тлен,

    Так, будто тоже они православные,

    Русские и после молитвы встают с колен.

    И хотя ничего не меняется, и хотя мифологическое время циклично,  приходят новые герои, чтобы разрушить старые табу, о чем написал в своем «Манифесте нового акционизма» луганский поэт Александр Сигида-сын: «настоящие табу еще предстоит разрушить. Табу на выход из зоны комфорта, табу на восстание. Избавиться от табу на отвагу. Отбросить табу на преклонение перед государством и его ржавыми тотемами», а  российский поэт  Игорь Караулов  в Стихах о войне.

    «Назовите молодых поэтов», –

    попросил товарищ цеховой.

    Назову я молодых поэтов:

    Моторола, Безлер, Мозговой.

    Кто в библиотеках, кто в хинкальных

    а они – поэты на войне.

    Актуальные из актуальных

    и контемпорарные вполне….

    Кровью добывается в атаке

    незатертых слов боезапас.

    Хокку там не пишутся, а танки

    Иловайск штурмуют и Парнас…

    Но ради чего это все? Ради чего «Кровью добывается в атаке незатертых слов боезапас?». Чтобы защитить свой дом! Чтобы родилась Новороссия! Чтобы жить и растить детей в традициях своего народа. Чтобы защитить тех, кому только предстоит понять, какою ценою мы платим за возможность прожить эту жизнь с гордо поднятой головой.

    Юрий Юрченко «Ватник»

    Зачем иду я воевать? –

    Чтоб самому себе не врать,

    Чтоб не поддакивать родне:

    «Ты здесь нужней, чем на войне,

    Найдется кто-нибудь другой,

    Кто встанет в строй, кто примет бой…»

    За это «неуменье жить»

    Не грех и голову сложить.

    Донбасс уже пережил и переосмыслил советскую поэзию, пишет публицист Мария Солодилова, в то же время разразившийся в Киеве в феврале 2014 года Майдан привел к колоссальному сдвигу сознания: память о победе над фашизмом при фактическом насаждении нового фашизма оказалась не нужна Украине.

    Российский поэт Сергей Арутюнов высказал мысль, что у литераторов Донбасса появился исторический шанс создать прорывную литературу реалистического извода, которая могла бы обратить Россию к истинным ценностям – подлинной свободе, настоящему братству и неложному равенству.

    Елена Заславская для «Казачьего вестника».

    Поделиться в соц. сетях

    0

    Posted by admin @ 14:07

    Tags: , , , , ,

4 комментария to Мифологические образы в современной поэзии Донбасса

  • Мой августовский серафим

    Лениво плыл по крышам летний зной,
    Распугивала кошка сизарей.
    Вылизывал дорожки суховей,
    И солнце расползалось на заре,
    Дав раненому городу покой.

    И вроде бы не скажешь, что война:
    Сверчки поют, а вызвездило так,
    Что звёзды — будто чищеный пятак,
    Слепят до боли — пялиться устал
    В межактовом затишье канонад…

    Растёкся по роялю парафин
    Причудливым негаданным пятном.
    Жжёт тишина, больная на излом —
    За хрупким забинтованным стеклом
    Летает августовский серафим.

    Считает битых окон пустоту
    В расстрелянных измученных домах.
    Тяжёлых камуфляжных крыльев взмах. –
    Срывает сон. — Как не сойти с ума? —
    И не услышать, как тебя сочтут.

    Свернувшись эмбрионом на полу,
    Не думая о «завтра» и «потом»,
    Бубнить шаблонный и простой рингтон
    Учётчику, одетому в хитон:
    «Не надо. Не сегодня. Не умру».

    Срываешься, коверкая мотив,
    Спасение найдя в беззвучье сна.
    А шестикрылый шепчет имена
    Под выстрелы, какого-то рожна,
    Твоё случайно имя… пропустив.

    • Спасибо! Прекрасные стихи! Мы их опубликуем. Присылайте еще! Вступайте в наши группы в ВК, ФБ и Телеграмме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.