Каледин и Чернецов — усмирители Донбасса

Каледин

Тимур Хакимов

После революции основными оплотами контрреволюционных сил Правительство Советской России рассматривало Донское правительство атамана Каледина и Украинскую Центральную раду. 25 октября (7 ноября) 1917 года Каледин выступил с обращением, в котором объявил захват власти большевиками преступным, и заявил, что впредь, до восстановления законной власти в России, Войсковое правительство принимает на себя всю полноту власти в Донской области.

Алексей Максимович Каледин (12[24]октября 1861, Российская империя, хутор Каледи́н,— 29 января 1918, Новочеркасск) — русский военачальник, генерал от кавалерии, деятель Белого движения. К Февральской революции Каледин отнесся отрицательно. Весной 1917 года уехал на Дон. 18 июня (2 июля) 1917 года Большим Войсковым Кругом Донского Казачьего войска был избран Донским Войсковым Атаманом. Каледин стал первым выборным атаманом Войска Донского после того, как в 1709 году выборность была упразднена Петром I.

Обращаясь в начале октября к военному министру, Каледин сообщал, что все горнорудные районы Донбасса охвачены анархией и дальнейшее промедление с введением воинских сил неминуемо поведет к катастрофе. 14 ноября было достигнуто соглашение о совместных действиях Центральной Рады и калединского войскового правительства — Союзе юго-восточных областей и Украины. В частности, был запрещен вывоз хлеба и угля за пределы Украины и Дона, закрыта граница УНР с Советской Россией. При этом часть территории Донбасса, граничившая с Донской областью, объявлялась под властью Каледина, а другая, входившая в состав Харьковской и Екатеринославской губерний, – под властью Центральной Рады. 10 октября Ворошилов докладывал ЦК РСДРП(б), что в Луганске казаков еще нет, «но вокруг города, по деревням, всюду появились полусотнями и сотнями, и мы очутились охваченными кольцом». Казачьи части Каледина попытались прекратить деятельность советов, заняв к началу декабря почти все промышленные центры Донбасса. Им удалось разгромить некоторые советы, расправиться с их руководителями. 3 декабря от рук казаков погиб председатель Боково-Хрустальского совета Н.В. Переверзев. 25 декабря 1917 года казачий отряд под командованием Василия Чернецова захватил Дебальцево, а 31 декабря Ясиновский рудник в Макеевке, казнив при этом местных большевиков и пятьдесят бывших австрийских военнопленных, перешедших на сторону красных. За свою жестокость Чернецов получил прозвище «усмирителя Донбасса».

Для противодействия казакам на шахтах и заводах были созданы красногвардейские отряды, численность которых быстро увеличивалась. Так, в распоряжении луганского штаба Красной гвардии, возглавляемого К.Е. Ворошиловым и А.Я. Пархоменко, находилось около 3 тыс. красногвардейцев. Патронами эти отряды снабдил Луганский патронный завод, изготовивший в декабре 1917 — январе 1918 гг. 28 млн. штук. К середине декабря общая численность красногвардейцев в регионе достигла 25 тыс. бойцов, а к началу 1918 г. удвоилась. Еще раньше рабочими отрядами были разоружены уголовники, меньшевики и эсеры, отряд самообороны при синагоге и анархисты. Именно отряд луганских рабочих после налета на Макеевку в количестве 120 человек выехал в погоню за Чернецовым. Добровольцев было больше, но они не поместились в вагоны. В январе 1918 г. произошел бой возле ст. Глубокая. К луганцам присоединились отряд воронежских красноармейцев и, на следующие сутки, отряд казаков под командованием Федора Григорьевича Подтелкова. Этот бой подробно описан в романе «Тихий Дон». Чернецов был уничтожен. 13 красноармейцев из Луганска погибли и были похоронены на городском кладбище (в наше время — территория сквера им. «Молодой Гвардии»).

Любопытно, что в письме в ЦК от 19 ноября 1917 г. Ворошилов подчеркивал: «О калединщине у вас в Питере много пишут, но очень мало из того, что появляется в газетах, соответствует действительности. Мы живем бок о бок с донцами, и ничего пока». Это в какой-то степени объяснялось тем, что на одном только заводе Гартмана жителей Станицы Луганской работало больше тысячи, и еще задолго до Гражданской войны Совет рабочих депутатов пообещал в случае чего выгнать их с работы и никого из торговцев-станичников не допускать на луганский базар. А вот главную опасность Ворошилов видел в Центральной Раде: «наши доморощенные украинизаторы делают такие практические выводы, от которых нашим товарищам приходится круто…в ближайшем будущем предстоят большие неприятности».

Продолжение следует

Поделиться в соц. сетях

0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.