Archives:

  • venice_05

                            40eaf1u-480

    1
    Венеция! Венеция!
    Что находишь в своем отражении?
    Долгие месяцы
    До головокружения,
    До потери надежды,
    Всматриваясь в лицо своей гибели,
    Медленной и неизбежной?

    Вы видели? Видели?
    Ее лестницы и дворцы,
    Сны, поцелуи… Холод и мгла.

    Велика цена за венецианские
    Зеркала.

    2
    Зеркала, зеркала —
    Бесконечность из стекла!
    Как все её любили!
    Жизнь без неё померкла.

    И тут хлынул ливень.
    Земля и небо слились в одно целое.
    Вот оно ЗЕРКАЛО.
    Мы внутри. Мы — отражение.
    "А РОЗА УПАЛА НА ЛАПУ АЗОРА"
    Это и есть смерть? А, может, рождение?
    Скажи, умирающий город.

    3
    — Все потонет, все потонет
    В бесконечном зазеркалье…
    Опусти свои ладони,
    Ощути мое дыханье,
    Намочи слегка ресницы
    Мягкой темною водою.
    Это снится, это снится,
    Это было не с тобою,
    Это было с кем-то старым,
    Это было с кем-то юным.
    Непорочными устами
    Прикоснись к молчащим струям.
    Ты увидишь мою душу
    В этом омуте бездонном.
    Прикоснись к моим ракушкам,
    Я услышу эти стоны,
    Пусть останутся порезы,
    Тонко-алые полоски.
    Умирающих поэзий
    Неземные отголоски.
    Эхо, эхо, эхо, эхо…
    На воде круги от вёсел…
    Колокольчиками смеха,
    И лучами прошлых вёсен,
    Дымом чистым и прозрачным,
    Тенью быстрою на плитах,
    Голубой волной — заплачет
    Мой последний легкий выдох,
    И не будет пусть возврата
    К моим линиям привычным.
    Это горькая расплата
    За любви косноязычье.
    Я — твой город вкуса смерти,
    Я — твой город цвета смерти.
    Ветер, ветер, ветер, ветер.
    Не от ветра ль твои слезы?
    Вдруг от ветра — вот потеха!
    На воде круги от вёсел.
    Под водою эхо, эхо…

    4
    Мы оказались свидетелями —
    Это был суицид.
    Причастные к тайне смерти
    подтвердили: ни виселицы,
    Ни пистолета,
    Только вода,
    Красиво, бесследно,
    Самое страшное — навсегда.

    Под воду, под воду, под воду,
    В прозрачный холодный гроб,
    В поисках нового повода
    Для поцелуя в лоб,
    Для поцелуя прощального,
    Для легкого взмаха руки.
    Тем, кто давал обещания
    Расставанья легки.

    Распростимся в молчании
    Вечный город с тобой.

    Наши души, как чайки,
    Понеслись над водой.

    Владимир Карбань

    Основная тема этого стихотворения – эстетизация смерти, иследование смерти, как эстетического феномена.

     

    Главный герой произведения – Венеция, прекрасный город, обреченный на умирание. Погружаясь в воды канала, он всматривается в эти воды, «всматривается в лицо своей гибели». Появляется мотив венецианского зеркала, а с ним вместе – один из главнейших мотивов творчества Заславской – мотив ирреальности мира, двойничества, зыбкости и непрочности мироздания. На культурном уровне этот мотив закреплен, помимо зеркала, — палиндромом (перевертышем) – «А роза упала на лапу Азора».

    В 3-й главе стихотворения, самой прекрасной, медленное погружение  в воды сменяется стремительным падением в омут, где вместо реальности мира — все  Сон, все отголоски, все эхо, все Тень, все круги от весел. Реальный мир исчез, растаяв в своем отражении. Смерть Венеции – расплата за высокую культуру, за Красоту, за утонченность, несовместимые с суровой прозой жизни. Но она смогла превратить самое свою смерть в высокое произведение искусства, поэтому заключительные строки звучат так утешающе:

    Распростимся в молчании

    Вечный город, с тобой,

    Наши души, как чайки,

    Понеслись над водой.

     

    Поделиться в соц. сетях

    0

    Posted by admin @ 17:42

    Tags: , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.